Беспилотный трактор и команда разработчиков системы управления из КБ «Аврора»
В пасмурный осенний день по одному из полей в Рязанской области полдня колесил новенький тракторный агрегат с прицепленной сзади бороной. Поблизости не было больших трасс, иначе не миновать бы сообщений в ГИБДД или МЧС от проезжающих мимо автомобилистов: «Тут трактор случайно завелся без тракториста, движется между селами таким-то и таким-то…»
УМЕЕТ РАБОТАТЬ ДАЖЕ «В КОЛЛЕКТИВЕ»
Но трактор (на который, кстати, нарочно не установили водительскую кабину) завелся не случайно. Это были полевые испытания трактора-беспилотника «Агробот», состоящего из агрегата, произведенного на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) и автоматизированной системой управления рязанского конструкторского бюро «Аврора». На краю поля все время можно было видеть сотрудника КБ, через радиоустройство фактически отдававшего команды гибридному чуду техники.
Управление беспилотным трактором в ручном режиме
Но наивно было бы думать, что это просто радиоуправляемая игрушка. Трактор-робот на данный момент «умеет» не только бороновать поле. Он способен достаточно аккуратно производить посадку и собирать урожай, заниматься распределением удобрений и поливом. Система управления способна обслуживать не одну машину: при выполнении общей задачи на одной местности несколько «Агроботов» смогут «работать в коллективе» – обмениваться информацией и действовать по единому общему плану.
Любопытно, что видеосюжеты с рязанских полей – не первое явление новинки народу. Специалисты и чиновники со всей России уже оценивали «Агробот» во время Форума стратегических инициатив, проводившегося в июне 2016 года под эгидой АСИ – ведомства, призванного двигать вперед развитие бизнеса и промышленности.
Представление «Агробота» на Форуме стратегических инициатив
«Массовое производство таких механизмов значительно повысит эффективность фермерских хозяйств и агрохолдингов», – отметили тогда по итогам выставки.
РЯЗАНСКАЯ НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ РОССИИ
КБ «Аврора» было создано на базе Рязанского радиотехнического университета 8 лет назад, как раз чтобы заниматься «наземными беспилотниками». Некоторое время они поражали прессу только успешными выступлениями на российских и международных (например, на европейском ELROB) конкурсах. Но год назад команда уже представила очень перспективную в практическом плане автономную робототехническую систему на гусеничном ходу МАРС А-800, поставленную на универсальный вездеход-амфибию. Есть люди, которые на полном серьезе считают, что именно такая техника пойдет по Марсу, когда космические ракеты достигнут «красной планеты».
Шуточная запись на интернет-страничке Виталия Савельева
В июне нынешнего года на том же Форуме стратегических инициатив «Аврора» вместе с беспилотным трактором показала беспилотный автобус, на котором реально катали посетителей. А в начале июля в «Окской жемчужине» участникам международного инновационного форума, организованного РГУ, была представлена лодка с электродвигателем и солнечными батареями, способная двигаться как в управляемом, так и в автономном режиме. На ней по озеру прокатился региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Егор Бурцев.
Беспилотная лодка на озере под Рязанью летом 2016 года
Фото: Владимир ФРОЛОВ
Опыт КБ «Аврора» ценен тем, что там не просто разрабатываются интересные идеи – они воплощаются в опытные образцы и прорабатывается план их внедрения в производство. Именно такой путь – шанс для экономики России стать наукоемкой, а не сырьевой, о необходимости чего уже много лет говорят первые лица государства.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Виталий Савельев, коммерческий директор КБ «Аврора»:
– Наш проект направлен на внедрение в сельское хозяйство технологий автономного управления различной техникой. Задача проекта – автоматизировать систему сбора и обработки урожая. В то же время наш комплекс может использоваться на различных платформах как гражданского, так и военного назначения.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Владимир Семак, фермер, владелец трактора ВТЗ:
– Хорошо, к владимирской технике мы привычны. Против беспилотного обслуживания тоже ничего не имеем. Но как программу «Вспахать это поле, 470 м шириной, а в длину от 960 до 1020, да обязательно справа налево, чтобы грядки не поползли» – может заложить человек, который сложнее тетриса ни во что не играл?
Людмила Николаева, школьный преподаватель:
– По телевидению во время предвыборных выступлений говорили, что надо возрождать трудовое воспитание школьников на селе, потому что рабочих рук не хватает. Эта история с трактором-роботом показывает, что лучше к ученым и инженерам обратиться, а не школьников на помощь просить.
А КАК У НИХ?
Беспилотная сельскохозяйственная техника давно используется в агрохозяйствах передовых стран мира. Первыми занялись ее созданием японцы, причем сделать это их заставило старение населения. Возраст 2/3 японских фермеров перевалил за 64 года, из-за чего они не могли во время посевной или уборочной работать по 12-14 часов в день.
В США применение подобных систем фермерами также ширятся. В 2015 году были проведены испытания одной из программ в полной темноте – они определили, что робот-навигатор управляет в ночных условиях гораздо безопаснее, чем водитель-человек. Таким образом, американские трактора можно перевести на круглосуточный режим. Главное – иметь хорошие съемки местности: они делаются днем также беспилотными аппаратами, но летающими.
Не одна «Аврора» занимается такими тракторами и в России. В июне испытания аналогичного механизма другой российской компании прошли в Татарстане. Местная система распознает на земле внезапно возникшие объекты размером более 15 см (камни, коряги) на расстоянии в 15 м и успевает принять меры.
ТТХ
Трактор ВТЗ (Владимирского тракторного завода) заменяет за одну смену одного тракториста (при круглосуточной работе – троих). Он способен работать при своевременных дозаправках днем и ночью (темноты не замечает). По расчетам, в среднем фермерском хозяйстве (40-60 га) трактор окупается примерно за 3 года.
Инфографика: Марина СЕВЕРИНА