2016-09-07T01:37:05+03:00

Судьба Новеллы Матвеевой - это сказка о Золушке, советский вариант

Стать знаменитой поэтессе помогли редкое имя и выдуманная биография
Николай АНДРЕЕВколумнист, писатель, бывший корреспондент «КП»
Поделиться:
Комментарии: comments22
1966 год. Поэтесса Новелла Матвеева во время концерта в Доме творчества литераторов. Справа стоит поэт Андрей Вознесенский. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.1966 год. Поэтесса Новелла Матвеева во время концерта в Доме творчества литераторов. Справа стоит поэт Андрей Вознесенский. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.
Изменить размер текста:

Ушла Новелла Матвеева.

А в голове звучит её голос - необыкновенный, звучат её песни – нежные, светлые.

Невероятный случай помог ей выйти на свет известности. Это же история про Золушку.

Анатолий Гладилин работал в «Комсомольской правде» - это конец 50-х годов прошлого века. Вдруг вызывают весь отдел литературы и искусства к главному редактору – тогда им был Юрий Петрович Воронов. Воронов говорит: «Срочное задание. Лев Карпинский требует, чтобы нашли замечательную, как он считает, поэтессу – случайно в ЦК комсомола попали ее стихи».

А Лев Карпинский, надо заметить, секретарь ЦК. Уже необычно: комсомольский деятель не поленился, прочёл стихи. Мало того: дал задание найти автора. Об авторе, как сообщил Воронов, было известно немного: имя Новелла, а фамилия то ли Матвеевская, то ли Матвеева или еще какой-то вариант от Матвея. Адреса нет. Карпинскому сказали, что она живет где-то в районе Монина. Но точной уверенности нет.

Гладилин по сути своей авантюрист, сказал: «Найду».

Вместе с заведующим отделом науки Михвасом – так звали Михаила Хвастунова.

Приезжают в райком партии. Там уже в курсе – позвонили из ЦК. Перед первым секретарём лежит лист бумаги, он подаёт её журналистам: «Если бы не редкое имя Новелла, то и милиция ничего бы не смогла. Они ничего не гарантируют, но попробуйте походить по улицам вот этих трех поселков».

Поехали в посёлок. Ходят по улицам, спрашивают. Никто не знает. И всё же через несколько часов расспросов напали на след. Мальчишки на снегу у школы играют в футбол. Спрашивают у них: «Случайно не знаете вот такой девушки, ее зовут Новелла Матвеевская или Матвеева?» Они хором: «А, цыганка, цыганка, вон там она!» - показывают на барак.

Заходят в барак. Стучат в дверь. Тишина. Потом тонкий женский голос: «Входите, дверь не заперта». Зашли и застыли. Это была даже не комната, а какое-то складское помещение, забитое тюфяками. Поверх этих тюфяков лежит женщина. В комнате холодно, как на улице. На полу ведро воды, подернутой пленкой льда, деревянный столик, а на нем чайник и электроплитка. С потолка свисает лампочка без абажура.

Гладилин спрашивает: «Вы Новелла Матвеева?» — «Да», — ответила тонким голосом женщина неопределенных лет. «Вы писали стихи?» — «Да, я пишу стихи». – «Мы из «Комсомольской правды» собирайтесь, поехали к нам в редакцию».

Женщина неопределенных лет, в пальто, закутанная в платки, поднялась, щелкнула выключателем. И при свете оказалась совсем молодой девушкой, правда, лицо бледное, опухшее. Она сказала: «Только я записку маме напишу. А вы меня обратно привезете?» — «Конечно, привезем. Но возьмите с собой ваши стихи».

Она вытаскивает из-под тюфяков толстую тетрадку: «Мои стихи всегда при мне».

В «Комсомольской правде» была специальная квартира для собственных корреспондентов, которые приезжали в редакцию. В эту квартиру Новеллу и поселили. Журналистки, секретарши, машинистки тут же взяли над Новеллой шефство — кормили ее, обхаживали, привели врача. Обнаружили, что на Новелле нет нижнего белья, и она даже не знает, что это такое, — ахнули, собрали деньги, побежали в галантерею и купили ей несколько смен самого необходимого.

Тем временем в машбюро срочно распечатали всю тетрадь.

Стихов у Новеллы было много, но почти в каждом соседствовали замечательные строчки и откровенная графомания. Графоманию жестоко вырезали, монтировали хорошие куски и стихи подбирали так, чтоб всего было в меру — лирики, природы, исторических экскурсов, — словом, делали всё, чтоб подборка хоть как-то соответствовала профилю «Комсомольской правды». Понимали, что указание Карпинского — большой козырь, но ведь всегда найдутся охотники угробить стихи Матвеевой за безыдейность и ущербность.

Сочинили Новелле соответствующую биографию. Нельзя было писать, что Новелла — домработница в семье военного, что у нее нет даже четырехлетнего образования. Согласно легенде Новелла работала в колхозе пастушкой, школу оставила по болезни, но читала много книг, а уроки на дому ей давала мама, сама школьная учительница.

В одном из номеров за 1959 год в «Комсомольской правде» появилась целая страница со стихами Новеллы Матвеевой. Редчайшее событие в газетной практике.

Резонанс был оглушительный. Девушка-пастушка, то есть из народных низов, пишет стихи. И какие! ЦК ВЛКСМ поддержал инициативу газеты и дал команду: повторить!

После второй публикации судьба Новеллы была решена. Ее зачислили в Литинститут без всяких экзаменов, закрыв глаза на отсутствие аттестата зрелости.

Остальное известно. Песни Новеллы Матвеевой завоевали популярность.

Настоящая сказка о Золушке – советский вариант.

А не прочитай Карпинский её стихи, так бы и мыкалась в прислугах.

Новелла Матвеева - Караван.

Гелена Великанова Цыганка-молдаванка.Видеоклип. Из фильма-концерта "Поёт Гелена Великанова". 1967 г. Музыка, слова Н. Матвеева.

Новелла Матвеева Жил кораблик.Видеоклип из телевизионной передачи "Аллея звёзд". Музыка, слова Н. Матвеева.

Новелла Матвеева Любви моей ты боялся зря.К Фестивалю авторской песни в видеостудии ProShowFilm Production видеоролик на песню Новеллы Матвеевой "Любви моей ты боялся зря..."

МЕЖДУ ТЕМ

Новелла Матвеева провела последние дни на своей подмосковной даче недалеко от Химок. Матвеева ушла из жизни 4 сентября, однако ее коллега, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков, сообщил об этом лишь спустя сутки (подробности)

КСТАТИ

Новелла Матвеева: В поэзию пришла по лезвию

Челка выбивается из-под косынки, в руках семиструнная гитара - какой-то клуб, битком набитый посвященными слушателями, - она на сцене, поет своим высоким детским голоском свои стихи.

Любви моей ты боялся зря -

Не так я страшно люблю!

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

«Я страшно тебя люблю», - говорим мы. Привычный оборот, обозначающий сильное чувство. Поэт, вслушавшись в привычное, обращается к первоначальному смыслу. Страшно - следовательно, боится тот, кого страшно любят. Поэт утешает: не бойтесь, если тот, кто любит, ничего не требует взамен (подробности)

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также