Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+5°
Boom metrics
Общество29 марта 2015 12:00

Уральский миллиардер вложил все богатство в строительство уникального госпиталя

Свердловский олигарх в 80 лет не стал покупать себе виллу в теплых странах и не завел толпу супермоделей. Филантроп продал все свои акции, и на вырученные 3,3 миллиарда построил медцентр в Нижнем Тагиле

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«Тетюхинский госпиталь», как называют чудо-больницу местные жители, даже внешним видом разительно отличается от большинства российских медучреждений. Вокруг аккуратные аллеи, фигурный фонтан, ажурные скамейки и старинные уличные фонари. Просторное крыльцо под стеклянным навесом и вовсе напоминает парадный вход в пятизвездочный отель, нежели в больницу.

Внутри никакой озлобленной толпы возле регистратуры. Пациенты в ожидании своей очереди (людей вызывают по громкой связи) с интересом разглядывают шедевры великих художников – репродукции висят по всему периметру. Владислав Тетюхин, как истинный ценитель искусства, лично отбирал картины для каждого этажа и отделения. Живопись, по его мнению, благотворно влияет на состояние больных и мотивирует их к выздоровлению.

Владислав Тетюхин, как  истинный ценитель  искусства, лично отбирал картины для каждого этажа и отделения

Владислав Тетюхин, как истинный ценитель искусства, лично отбирал картины для каждого этажа и отделения

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Спустя минуту бодрым шагом к нам подходит и сам Владислав Валентинович. О некогда баснословном состоянии экс-миллионера (по версии «Форбс» в 2012 году Тетюхин занимал 153-е место в списке самых богатых людей России с состоянием $650 млн. долларов – прим. ред.) свидетельствует лишь крупный золотой перстень на пальце.

- Да какой же я миллионер? - отмахивается Владислав Валентинович. – У Бальзака книга есть «Блеск и нищета куртизанок». Вот для меня первый этап прошел, второй остался.

"В моем детстве не было ни бедных, ни богатых. Довольствовались  тем, что есть, и счастливо жили", - вспоминает Владислав Валентинович

"В моем детстве не было ни бедных, ни богатых. Довольствовались тем, что есть, и счастливо жили", - вспоминает Владислав Валентинович

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Все свои деньги мужчина потратил не на дорогущие машины, личный самолет и футбольный клуб, а на строительство и развитие высокотехнологичного медицинского центра в Нижнем Тагиле. Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 на работу приезжает строго по графику в 9:00 утра шесть дней в неделю! Сам он живет в 44 километрах от Тагила в городе Верхняя Салда. Каждое утро к крыльцу госпиталя его привозит личный водитель. Нет-нет, вовсе не на «Роллс-ройсе» или «Майбахе». «Титановый патриарх» пользуется непритязательной «Тойотой Камри». А в свой единственный выходной выполняет обязанности советника генерального директора крупнейшей титановой корпорации «ВСМПО - АВИСМА» (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение), на которой он проработал полжизни и заработал свой первый миллион...

Тетюхин не обращает внимания на рейтинги миллионеров

Тетюхин не обращает внимания на рейтинги миллионеров

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«ПЕРВУЮ ЗАРПЛАТУ ОБМЫВАЛИ ВОДКОЙ»

- В моем детстве не было ни бедных, ни богатых. Довольствовались тем, что есть, и счастливо жили, - вспоминает Владислав Валентинович. – Родился я в Москве. В семье был единственным ребенком. Мать работала в МУРе оперуполномоченным. Отец - инженер, строитель аэродромов. Мне достались отличные гены!

Окончив школу с золотой медалью, Тетюхин-младший пошел по стопам отца – выбрал техническую специальность. К тому времени в Московском институте стали и сплавов создали новый факультет, занимающийся редкими металлами: титаном и цирконием. Смышленого парня в институт приняли. А после окончания по распределению направили на промышленное предприятие в Верхнюю Салду.

- Нам, молодым, было интересно посмотреть, что делается за пределами Садового кольца. Ехали с энтузиазмом, - улыбается Тетюхин. – На первых порах завод из различных сплавов делал детали для самолетов. Поэтому вначале пришлось практиковаться на алюминии. Помню, первую зарплату отмечали всем коллективом. Нас было два инженера, четыре техника и одна студентка-практикантка. Была такая водка «Белая головка». Ее-то и набрали на всю компанию!

Владислав Валентинович планирует и дальше развивать и расширять свой госпиталь

Владислав Валентинович планирует и дальше развивать и расширять свой госпиталь

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Уже через год Тетюхина отправили в командировку в столицу. Из Москвы молодой металлург привез новую печь. В ней на салдинском заводе и стали делать титан. К слову, за отличную производительность Владиславу Тетюхину вручили Ленинскую премию. И трехкомнатную служебную квартиру в Верхней Салде. В ней Тетюхин живет вместе с супругой до сих пор.

- А зачем мне какой-то особняк? – отмахивается экс-миллионер. – Тут трехкомнатную прибирать замучаешься. А ты поди-ка в особняке приберись…

Но главной наградой металлурга все-таки стала красавица и спортсменка Нина.

- Мне было 24 года, ей 20. Она приехала в Салду с Украины, окончив экономический Днепропетровский техникум. А как она играла в настольный теннис! - восклицает Владислав Валентинович. - Я же занимался легкой атлетикой. Так, через спорт и познакомились.

В кабинете промышленника очень скромные интерьеры

В кабинете промышленника очень скромные интерьеры

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ДАЛ ОТПОР БАНДИТАМ

Проработав в уральской глубинке больше 20 лет, Тетюхин уехал в Москву заведовать лабораторией титановых сплавов в Институте авиационных материалов. А в 92-м его попросили вернуться в Салду, но уже в качестве генерального директора «ВСМПО».

– В то время в России был мощнейший кризис. Заказы по титану упали в 30 раз, по алюминию – в шесть, - объясняет Владислав Валентинович. – Все грохнулось, надо было что-то делать. И мы делали: кастрюли, ведра из алюминия; ложки, лопаты из титаны. Даже мотодельтапланы делали. Их у нас милиция покупала, чтобы наблюдать за дорогами с воздуха.

После очередного «мозгового штурма» совет директоров принял решение бросить силы на зарубежные рынки. Клич кинули по всем авиационным предприятиям Штатов, Европы и Азии.

- Мы расписали возможности по применению титана, получили отклик и полгода «утюжили» мир, - продолжает Тетюхин. – А в начале 90-х подписали контракт с «Боингом», получив 14% заказов! Это был успех! Металл нравился всем. Нам ставили «пятерку» за качество, технику и цену.

Тем временем на предприятие хищно посматривали бандиты-«братки»

- Ребята все были серьезные. В 90-е обстановка была очень опасной. Желающих получить деньги с завода было очень много, - не скрывает гендиректор. - На всех проходных у нас висела табличка «Предприятие охраняется сотрудниками спецподразделения «Альфа». Это нас защищало…

"За три с половиной месяца мы сделали больше операций, чем любое медицинское учреждение за год!" -  довольно говорит Тетюхин

"За три с половиной месяца мы сделали больше операций, чем любое медицинское учреждение за год!" - довольно говорит Тетюхин

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ГОСПИТАЛЬ В КАЧЕСТВЕ БЛАГОДАРНОСТИ КОЛЛЕГАМ

К 2005-му году завод Тетюхина стал самым крупным предприятием по производству титана в мире. После приватизации гендиректор стал владельцем 30% акций. Они же и позволили ему попасть список российских богачей. Состояние «титанового патриарха» «Форбс» оценил в 3,3 миллиарда рублей. Но в это же самое время Владислав Валентинович видел, в каких условиях приходится жить местным жителям.

- В глубинке на Урале я живу с 56-года. Я в полной мере представляю, какой здесь уровень жизни, - объясняет промышленник. - Обшарпанные дома, колдобины на дорогах - в целом убого. А ведь тот же Нижний Тагил – это мощнейший промышленный центр. Я не говорю уже про Салду, где стоит лучший в мире завод, куда ежегодно приезжают по 500-600 иностранцев. Люди, которые здесь живут, достойны как минимум качественной медицины!

Эта мысль крепко засела в голове Владислава Валентиновича. А еще больше укрепилась, когда ему понадобилась срочная операция. Но в России ее сделать не могли.

Внутри никакой озлобленной толпы возле регистратуры

Внутри никакой озлобленной толпы возле регистратуры

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Мне пришлось в своей жизни столкнуться с ортопедической проблемой и побывать в немецкой клинике, - уклончиво рассказывает экс-миллионер. - Я увидел колоссальную разницу между нашими медицинскими учреждениями и германскими - в подходе к людям, в качестве лечения. И вложив весь свой капитал в строительство госпиталя в Нижнем Тагиле, я отблагодарил людей, с которыми вместе трудился десятки лет.

Филантроп сразу решил, что в его госпитале будет сделан упор на заболевания и проблемы, характерные для уральского региона. Запланировал пять операционных, оборудованных по самому последнему слову техники.

- Даже не все немецкие клиники имеют то, что будет у нас, - делился 5 лет назад планами Тетюхин. - Многие аппараты мы брали, когда их выпуск только начинался, как горячие пирожки. Отличие нашего центра от других в том, что процесс лечения будет проходить от начала до конца. От первого приема и диагностики (самой классной и полной) до последней стадии реабилитации. Послеоперационная реабилитация продлится пять-восемь дней, полная - 21-24. То есть пациент заходит в ворота центра, а выходит после диагностики, операции, лечения и реабилитации. На шести гектарах будут дома для врачей, гостиницы для приезжих врачей (они приглашаются для операций, мастер-классов, лекций), медсестер, ординаторов.

"Даже не все немецкие клиники имеют такое оборудование, какое есть у нас", - отмечает Тетюхин

"Даже не все немецкие клиники имеют такое оборудование, какое есть у нас", - отмечает Тетюхин

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Смелый проект оценили в 4 миллиарда рублей. Но весомая сумма лишь раззадорила Владислава Тетюхина.

- А почему она должна была меня испугать? – удивляется он. – Всего-то надо было сделать первый шаг.

В 2010 году шаг был сделан, но мимо. Тетюхин перевел подрядчикам 135 миллионов рублей аванса на постройку госпиталя в Нижнем Тагиле. Увы, те оказались шарлатанами. Когда выяснилось, что разрешения на строительство у них никогда не было, деньги попытались вернуть.

- Из 135 миллионов обратно мы получили 98. И то, слава богу. Знаю, потеряли немалые деньги, но руки не опустились, - усмехается Владислав Валентинович. – Мы еще долго судились с этими жуликами…

«ДЕЛО ХОРОШЕЕ. В.В. ПУТИН»

Дальше в дело включились власти Нижнего Тагила. По просьбе Тетюхина городская администрация подыскала под центр новую территорию. И в 2012 году полным ходом закипела работа. Шла она ровно до того момента, пока у Владислава Валентиновича не кончились деньги.

- Увы, прогнозы аналитиков не сбылись, акции подешевели, поэтому трех миллиардов с хвостиком не хватило. В феврале 2013 года мои деньги кончились, - вздыхает меценат.

За помощью промышленник обратился к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. А тот в свою очередь написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой выделить 1 миллиард рублей на завершение строительства. И глава государства проект одобрил, написал: «Прошу рассмотреть. Дело хорошее».

На строительство госпиталя потрачено 4 с лишним миллиарда рублей

На строительство госпиталя потрачено 4 с лишним миллиарда рублей

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- В августе 2014 года нам выдали лицензию, а с сентября по декабрь уже было сделано 1050 операции на опорно-двигательный аппарат. За три с половиной месяца сделали больше операций, чем любое медицинское учреждение за год! - восклицает Тетюхин. – Центр готов делать до 7000 операций в год. Из них 4500 – на суставы и позвоночник, 2500 – на органах малого таза и ЛОР операции. Была у нас женщина 86 лет. Упала, сломала шейку бедра. Ее взяли в больницу, наложили «шинку» и сказали: «Иди домой, дорогая». А через полгода года с таким заболеванием наступает финиш! Она – к нам. Мы провели диагностику, обнаружили тромб, изолировали его. После сделали операцию, научили заново ходить. Так она теперь бегает по квартире на костылях. Между прочим, заслуженная учительница, 55 лет проработала!

К слову, Тетюхин знает многих пациентов своего центра. Большинство из них - бывшие заводчане, с которыми он работал еще на «ВСМПО».

- Обычно нам оставляют хорошие отзывы. Говорят: «Спасибо за комфорт, профессионализм, внимание врачей». Но бывают и недовольные, - смеется Владислав Валентинович. – Кто-то, например, писал: «Мало хлеба!» Так это ж хорошо, что мало. А больше и не дадим. И так вес у всех зашкаливает!

Владислав Тетюхин до сих пор с удовольствием катается на лыжах. Фото: Ирина РЯБИНИНА

Владислав Тетюхин до сих пор с удовольствием катается на лыжах. Фото: Ирина РЯБИНИНА

Но сам экс-миллионер за весом следит внимательно. И в свои 82 года продолжает активно заниматься спортом.

- Домой я обычно приезжаю только в 8 вечера. Поужинал, новости посмотрел и спать. Но, когда есть возможность, катаюсь на лыжах. На горе Белой в Нижнем Тагиле. Летом можно на ледник рвануть, зимой на Южный Урал, - говорит Тетюхин. – А вообще у меня книжка есть, как один дядя в Великобритании сидел в тюрьме 40 лет. И вот он написал, как заниматься спортом в жестких условиях. Не за счет искусственных тренажеров. Работать со своим телом надо самому – на коврике, с помощью резиновых лент. Очень полезная книжка. Мы ее даже собираемся включить в систему реабилитации.

Медицина уже давно стала семейным делом Тетюхина. Его сыновья Дмитрий и Илья хоть и живут в столице, но во всем помогают отцу. Дмитрий занимается производством эндопротезов из титана, Илья - медицинской мебелью. В госпитале можно встретить и внучек Владислава Валентиновича. Одна из них, когда гостит у дедушки, говорят, любит ходить по центру с… дрелью и монтировать мебель!

-Уж не знаю, гордятся внучки мной или нет. Это у них надо спрашивать, - скромно отвечает Владислав Валентинович. – Но, наверное, уж не стыдятся.

На трассе и в жизни Владислав Валентинович всегда первый. Фото: Ирина РЯБИНИНА

На трассе и в жизни Владислав Валентинович всегда первый. Фото: Ирина РЯБИНИНА