Премия Рунета-2020
Казань
+15°
Boom metrics
Происшествия16 ноября 2014 21:00

Крушение «Боинга» в Казани: Год, как время замерло

17 ноября прошлого года в страшной авиакатастрофе в казанском аэропорту погибли 50 человек. Спустя год «Комсомолка» решила почтить память всех тех, кого унесла катастрофа [фото, видео, инфографика, список погибших]

Фото: архив КП

Это был тихий воскресный вечер. Люди спокойно готовились к рабочему понедельнику. И вдруг…

- Мы не сядем... круг, - завершился словами пилота тот роковой авиарейс «Домодедово - Казань». Дальше надсадный рев двигателей и яркая вспышка на взлетно-посадочной полосе татарстанского аэропорта. «Боинг-737» местной компании «Татарстан» словно камень рухнул и буквально носом воткнулся в землю.

Никаких шансов, лишь огонь и шок. Все, кто был на борту судна, погибли мгновенно.

Люди, увидившие своих родственников в списках  погибших, все равно не могли поверить.

Люди, увидившие своих родственников в списках погибших, все равно не могли поверить.

Фото: Александр ЭШКИНИН

До этого, находясь за штурвалом, 47-летний пилот самолета Рустем Салихов сообщил диспетчерам, что не может посадить борт, ему дали указание заходить на второй круг. Но вдруг во время маневра «Боинг» зашатался и с высоты в 700 метров на скорости свыше 450 км/час сорвался в пике, из которого так и не вышел.

До трагедии пилот Рустем Салихов ни разу не заходил на "второй круг". Фото: из личного архива семьи пилота.

До трагедии пилот Рустем Салихов ни разу не заходил на "второй круг". Фото: из личного архива семьи пилота.

Прибывшие на место службы и спасатели уже ничего не могли поделать - спасать было некого. От самолета остались лишь мелкие ошметки.

ОТГОВОРИЛ ЖЕНУ ЛЕТЕТЬ...

25-летний сын Президента Татарстана Ирек Минниханов тоже возвращался домой к любимой на том самом «Боинге». До этого ни Ирек, ни 23-летняя француженка Антония Гишар не расставались ни на минуту. В этот раз она, как обычно, собралась сопровождать любимого в служебной командировке. Но Ирек уговорил жену, которая на тот момент была на последних месяцах беременности, поберечь себя и дождаться его дома. Даже не подозревая, он спас свою любимую от неминуемой гибели.

Ирек и Антониа старались не расставаться, но в страшный вечер 17 ноября Минниханов настоял на полете в одиночку.

Ирек и Антониа старались не расставаться, но в страшный вечер 17 ноября Минниханов настоял на полете в одиночку.

Фото: СОЦСЕТИ

Также по трагической случайности вместе с сыном президента республики на этом же самолете из Москвы в Казань возвращался и 56-летний начальник управления ФСБ Татарстана генерал-майор Александр Антонов. И еще 48 людей разных судеб и профессий. Из них двое детей - 11-летняя Даша и 15-летняя Алина. В книге памяти «Комсомольская правда» увековечила каждого, кто погиб в роковой вечер 17 ноября 2013 года.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ «ТАТАРСТАНА»

После трагедии, которая не пожалела никого, на авиакомпанию-перевозчика «Татарстан» посыпались многочисленные проверки. Гендиректор, который занимал эту должность не по специальности, был уволен. А организацию не только уличили в различных грехах, но и лишили сертификата на эксплуатацию воздушных судов. Все самолеты и все, что имело ценность, было передано в авиакомпанию «Ак Барс Аэро».

Экс-гендиректор авиакомпании «Татарстан» занимал свою должность незаконно. Фото: авиакомпания Татарстан.

Экс-гендиректор авиакомпании «Татарстан» занимал свою должность незаконно. Фото: авиакомпания Татарстан.

«Татарстан», на который из-за огромных долгов в суд подали все, кто мог, в том числе и аэропорт Казани, находится на последнем этапе пути к банкротству. 100-процентный владелец его акций, Правительство Татарстана, официально заявил, что не видит смысла реанимировать оскандалившуюся компанию. А после проверок была ликвидирована Росавиация Татарстана, ее функции передали другому отделению ведомства.

САМОЛЕТ БЫЛ ИСПРАВЕН

Все это время Межгосударственный авиационный комитет (МАК) не прекращал работу по расследованию произошедшей в Казани катастрофы. В специальном ангаре разбившийся «Боинг» собирали по кусочкам, расшифровывали «черные ящики», а также изучали уцелевшие технические узлы. Сначала с пометкой «предварительная причина» специалисты МАК объявили, что трагедия произошла из-за неправильных действий экипажа (читать далее)

А уже в сентябре 2014 года очередную тень на пилотов бросили итоги инженерно-технической подкомиссии МАК. Проведя ряд исследований, эксперты заявили, что «признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют». То есть технические узлы 23-летнего «Боинг-737» были исправны. МАК до сих пор завершает работы по установлению всех причин и факторов происшествия.

«Комсомолка» с помощью компьютерного симулятора и экспертов попыталась понять, почему экипаж не управлял самолетом в решающие мгновения перед гибелью (читать далее)

СПРАВКА «КП»

Как выяснилось, разбившийся самолет авиакомпании «Татарстан» имеет богатую историю. Первый свой полет он совершил в июне 1990 года, то есть был одним из первых выпущенных самолетов этой модели. Тогда он принадлежал французской компании Euralair Horizons, через два года перешел в парк Air Francе. Но долго у французов он не задержался, в 1995 году его приобрела компания Uganda Airlines, которая эксплуатировала его 5 лет. Столько же он служил бразильской авиации. Три года летал под логотипом румынской Blue Air. В мае 2008-го его забрали в Bulgaria Air. Но болгары держали этот самолет лишь 7 месяцев и быстро решили от него избавиться. В декабре 2008-го авиакомпания «Татарстан» решила взять его в лизинг у международной компании AWAS.

«Боинг 737-500» в эксплуатации с 1990 года. Серийное производство продолжалось 9 лет, на смену ему был выпущен 737-600. Длина 31 метр, размах крыльев - 28,8 метра. На борту может находиться до 122 человек.

УВЕКОВЕЧИЛИ В КАМНЕ

В октябре этого года в сквере возле двух терминалов Международного аэропорта «Казань» начали устанавливать памятную стелу жертвам авиакатастрофы «Боинга». Из 149 пришедших на конкурс эскизов, который был устроен Комитетом по физической культуре и спорту РТ, победил проект Маргариты Калининой: стела в виде часов, которые остановились навсегда.

По задумке автора, циферблат представляет собой незамкнутый круг с самолетом на окончании линии. Он стремительно летит вниз, но, увы, путь трагически прерван. По циферблату проходит и трещина - кардиограмма. Линия сердца превращается в прямую в семь часов вечера.

Время остановилось. Навсегда. Фото: из архива КФУ

Время остановилось. Навсегда. Фото: из архива КФУ

Сейчас в аэропорту установлена прямоугольная плита из черного мрамора, на ней белым цветом выгравированы 50 фамилий тех, чья линия жизни оборвалась в 19.25.

О погибших мы горевали всем миром.

О погибших мы горевали всем миром.

Фото: Аида ГУНИЯТУЛЛИНА

МЕЖДУ ТЕМ

Пока Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование, родственники погибших в авиакатастрофе решили найти виновных в трагедии за границей (читать далее)

ЭКСКЛЮЗИВ "КП"

В годовщину крушения Боинга в Казани «Комсомолка» помогла вернуть флешку погибшей пассажирки ее родным. Искореженный кусок металла сначала хотели выкинуть, но неизвестным умельцам удалось восстановить данные на ней. В редакцию «КП» позвонили однажды днем. Мужской голос сказал, что к нему в руки случайно попала вещь, принадлежащая кому-то из погибших пассажиров «Боинга».... (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мама успела со всеми попрощаться…»

Почти год назад в авиакатастрофе в аэропорту Казани погибла жительница Челябинска Виктория Згурская — на злополучный рейс она попала случайно — ей вдруг захотелось увидеть своих близких

Боинг-737 рейса Москва-Казань падал практически вертикально, пробив в летном поле огромную воронку глубиной в четыре метра. Раздался мощный взрыв, обломки лайнера разлетелись на сотни метров вкруг. «Боинг» не сел в Казани с первого раза, пытался уйти на второй круг, но не смог набрать высоту. Катастрофа унесла жизни 50 человек: 44 пассажиров и шестерых членов экипажа. Версий крушений было несколько…(читайте далее)

Отец ижевчанки, погибшей в катастрофе «Боинга» в Казани: Год прошёл, но становится только хуже

Прошёл ровно год со дня страшной аварии, которая затронула всю Россию. 17 ноября 2013 года в казанском аэропорту разбился «Боинг-737». Все 50 человек, которые находились на борту, погибли. На рейсе Москва-Казань летели семейная пара и студентка из Ижевска. (читайте далее)