Премия Рунета-2020
Рязань
+7°
Boom metrics
Звезды8 июля 2013 8:52

Пять самых знаменитых российских рок-опер

8 июля в 1981 году состоялась премьера рок-оперы "Юнона" и "Авось". Прошло более 20 лет, а интерес и любовь у зрителей к этой постановке не угасают. Мы выбрали для вас пять самых знаменитых российских рок-опер, покоривших сердца зрителей

«Юнона» и «Авось»

1981 год. Жизнь порой подкидывает сюжеты, которые не встретишь в самом заковыристом либретто. В 1806 году Николай Резанов, один из основателей Российско-Американской компании Николай Резанов приплыл с деловым визитом с Аляски в Сан-Франциско на парусниках «Юнона» и «Авось». И вроде все у него было: и статус, и дети (оставшиеся от умершей к тому времен супруги), но… Успешный 41-летний мужчина (сегодня его назвали бы «эффективным менеджером») как пацан влюбился в 16-летнюю Кончиту Аргуэльо – дочь губернатора Калифорнии.

Николай Караченцов в роли Николая Резанова.

Николай Караченцов в роли Николая Резанова.

Различия веры, протесты семьи девушки – ну разве это помеха для человека, который приплыл на край света? Влюбленные обручились и ждали только разрешения от Папы Римского. Резанов уехал в России разобраться с делами, но финал у истории получился трагический: он умер на постоялом дворе в Красноярске. Кончита, рассказывают, больше 30 лет отказывалась верить в его смерть. А убедившись, ушла в монастырь.

История заинтересовала сначала поэта Андрея Вознесенского. Его поэма легла в основу либретто, а музыку для спектакля написал Алексей Рыбников. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. И с тех пор «Я тебя никогда не увижу» - чуть ли не главная наша песня о любви и разлуке.

«Стадион»

1985 год. Тандем Александра Градского и рок-поэтессы Маргариты Пушкиной (известной прежде всего текстами песен «Арии») создал рок-оперу, посвященную трагическим событиям начала 70-х годов в Чили. В основе либретто – судьба певца Виктора Хары, жестокого убитого сторонниками Пиночета (перед расстрелом ему раздробили кисти рук). Хотя сам Хара в спектакле не упоминается, любой «простой советский человек», конечно, понимает, о чем идет речь.

До сценической постановки оперы дело так и не дошло, так что поклонникам остается лишь наслаждаться записанной на «Мелодии» пластинкой. Подбор вокалистов – отменный. Кроме самого Градского в записи участвовали Алла Пугачева, Елена Камбурова, Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Михаил Боярский, Александр Маршал… В общем, что ни трек – то праздник для слуха.

«Иисус Христос – суперзвезда»

Российский ремейк классического творения Эндрю Ллойда Вебера записан в 1992 году. Ни одна другая рок-опера не снискала такой скандальной славы. С момента создания шедевра (1970 года) не проходит, кажется и года, чтобы где-нибудь постановку не требовали запретить «оскорбленные» содержанием оперы верующие. Неудивительно, ведь главным проводником авторской идеи выступает Иуда, которому не нравится, что Христос из Сына Божьего превращается в кумира толпы – то есть как раз суперзвезду.

Сколько существует российских постановок этой рок-оперы, не знает, пожалуй, никто. Но только на студийной записи русской версии 1992 года собрался действительно звездный состав, где место нашлось и рокерам и, например, Сергею Минаеву (помните такого?), который исполнил роль Иуды. Христа доверили петь Михаилу Серышеву из группы «Мастер», которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. Кроме того, на записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил, но пластинка вполне заслуживает места в фонотеке тех, кто не чурается отечественных интерпретаций мировой классики.

«Мастер и Маргарита»

2009 год. Еще одно творение Александра Градского, примечательное во многом тем, что его мало кто слышал. Пожалуй, только живой классик уровня Александра Борисовича мог себе такое позволить: работать над оперой с 1985 года, собрать звездный состав (Макаревич, Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян) – и отказаться не только от идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Поначалу проблема упиралась в авторские правда на роман, но даже когда этот вопрос решился, Градский решил издать рок-оперу в дорогом издании и незначительным, скорее даже подарочным, тиражом.

Те же, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский на правах хозяина спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

1976 год. Еще одно совместное творение коллектива «Ленкома» и Алексея Рыбникова. Одна из самых успешных отечественных рок-опер: спектакль шел на сцене «Ленкома» 17 сезонов, и за это время его показали 1050 раз.

А ведь могло получиться совсем иначе: Алексей Рыбников вспоминал, что спектакль только на стадии подготовки к премьере запрещали ставить 11 раз.

Основа либретто – кантата чилийского классика Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты». В оригинальном актерском составе – тот же дуэт, который через несколько лет составил главное противостояние в опере «Юнона» и «Авось»: Александр Абдулов в роли Мурьеты и Николай Карченцов в роли… Смерти.

Спектакль пытались экранизировать, а в 2008 Рыбников поставил «обновленную» версию с Дмитрием Колдуном и Светланой Светиковой в главных ролях.