Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды31 марта 2013 22:00

Александр Збруев: "Девушкам я дарю цветы, а конфеты несу в ЖЭК"

Знаменитому ленкомовцу, артисту народному по всем параметрам, а не только по званию, исполнилось... целых 75 [видео]
Актер признался, что дни рождения не отмечает никогда, поэтому попросил театр ничего для него не устраивать.

Актер признался, что дни рождения не отмечает никогда, поэтому попросил театр ничего для него не устраивать.

А ведь глядя на него, ни за что не поверишь. Накануне юбиляр рассказал «КП» о секрете своей вечной молодости, о любви, о скандалах... Первый вопрос нам подсказала жизнь.

"Без телефона - я как голый"

- Ленком вам дом родной, вы здесь все на ощупь знаете. А вот только что - мы видели - вам сценарий вручили какой-то. Часто зовут в кино?

- Этот что ли? - вертит в руках большой конверт Александр Викторович.

- Я его не смотрел. Когда просто так передают - это несерьезно. Сначала, как правило, звонит режиссер или его помощник, рассказывает, что за роль, спрашивает, есть ли у меня для этого время... Но, вы знаете, я сейчас к кинематографу очень сдержанно отношусь, даже более чем. Да и ему самому похвастаться нечем, как мне кажется, сегодня. Если и происходит что-то значительное, так это на пальцах можно пересчитать. Что-то хорошее кладется на полку. Например, фильм Сережи Соловьева «О любви», картина «Кожа саламандры» - они нравятся мне не потому что я там снялся. Они хороши и трогательны сами по себе.

- Ваши герои в фильмах «Одинокая женщина желает познакомиться», «Два билета на дневной сеанс», «Мой младший брат», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Бедная Саша», «Батальоны просят огня» и так увековечены в сердцах... Но у вас нет ни одной роли запредельного злодея. Не предлагали?

- Как это? А Сталин у Кончаловского?

- Это был самый суперский Сталин, потому что вашу добрую сущность, мне кажется, скрыть очень сложно.

- Да ладно. Есть одна такая картина - «Желание любви» по Куприну. Вот там у меня запредельно отрицательная роль-перевертыш - он такой добрый и хороший, его полюбила девушка, а в конце он оказался отвратительным предателем. Интересная была роль.

- Вот ваш театральный Гаев в «Вишневом саде» - человек из прошлого, как его в школе маркируют, мечтатель, краснобай и нравится женщинам. Но вот сколько в нем вас?

- Есть какие-то вещи, которые нас объединяют по характеру. На Гаева Захаров назначил двоих - Олега Янковского и меня. Но Олегу не пришлось... Он был всего на двух-трех репетициях. А что касается Гаева - конечно, я в нем нахожу что-то личное, свое.

- По критиканской традиции, если идеалист, говорун - значит, отрицательный герой...

- Да, а для меня он положительный, конечно. Другое дело, что он не может осуществить свои идеи, хотя они не такие уж глобальные.

- Я уж не знаю как там было во времена Гаева, но сейчас русский мужчина точно ослаб. Сидит в Фейсбуке и уже забыл, как девушку раздеть правильно... Женщины жалуются.

- Да не забыл, нет! Клянусь. Хотя теперь без телефона сам себя чувствуешь, извините, без верхней одежды. Это же ужасно, да...

"Откроешься всем - будешь обязательно ранен"

- А еще у вас была прекрасная роль Клавдия в «Гамлете»...

- Вот в нем как раз преобладает тот самый человеческий сволочизм, который Гамлет не понимает, оттого и задает себе вопрос - быть или не быть?

- Это Гамлет-то не сволочь? По-моему, сволочь почище Клавдия. Офелию одну взять! Да я б его пристрелила.

- Да, да, конечно. Но это потому, что он находится под воздействием сильнейших эмоций... И мой Клавдий его понимает - но как больного человека: «а, ты болен, а чего ты лезешь туда и сюда?» Выразить это сложно. И вообще, сейчас форма в театре преобладает над содержанием, к сожалению. Но содержание нельзя терять ни в коем случае, потому что самое ценное, что есть в театре, это совпадение формы с содержанием. Когда здесь мухи, а здесь котлеты - это плохо.

- А вот у вас еще была роль в спектакле «Диктатура совести»... Сейчас модно рассуждать о совести.

- Совесть - основа нравственности и законов человечества с начала времен. Для меня это очевидно. Она из разряда вечных вещей - как рождение, предательство, смерть. По-моему, говоря слово «душа», мы имеем в виду как раз «совесть». Слова просто затерлись. Через что человек не может переступить - определяет совесть. И мода здесь ни при чем. И переубеждать меня не нужно.

- А на мой взгляд, спокойная совесть - это признак плохой памяти. Да и не всегда мы готовы свои грехи признать.

- Внутри себя мы все знаем, но открываться всем - ну, сегодня я не советую это делать. Потому что ты будешь обязательно ранен. Очень много хамства, непонимания, бескультурья. Открыв себя абсолютно, ты открываешь ту защитную броню, в которой находишься. Об актере тем более не нужно знать всего.

- Кажется, вы пессимистично настроены. Это у вас перед днем рождения так бывает?

- Для меня дни рождения - это просто цифры, я их не жду никогда. Я и не отмечаю никогда. Так уж сложилось. Я даже не знаю, кто мои друзья. Есть близкие люди, а вот друзья - я не знаю, что это такое. Может быть, они и есть, но просто я их не знаю. Друзей обычно в детском саду бывает много, в первом классе... А потом их как-то меньше, но они - качественнее. Это не кокетство. И в театре юбилея не будет никакого, потому что я попросил, чтобы не делали. Раньше в день рождения выходил во двор, мы с ребятами, покупали вино, водку - чокались, будь здоров. Мама приносила какой-нибудь торт. Посидим с братом старшим, вспомним о маме, и он будет мне рассказывать о своем отчиме - моем отце, которого я никогда не видел.

«Мне моложавость мешает»

- Всякий признает, что вы фантастически хорошо выглядите. Вы знаете рецепт Макропулоса? Женщины бы отдали за него все что угодно.

- Тьфу-тьфу, по дереву постучу... Нет у меня секрета молодости! Я для этого ничего не делаю. Генетически я так устроен. Я же рано начал жить. Рано выпил первый стакан водки. Очень рано выкурил сигарету. Я много влюблялся, меня предавали, я тоже не очень порядочно порой поступал... Вот как актеру мне моложавость даже мешает. Потому что я уже немолод, но и не стар. А что мне играть-то? Молодого я уже не могу, а старого - ну, есть и постарше актеры, они и сыграют. Выглядеть хорошо надо в жизни, для любимой девушки. А в моей профессии надо выглядеть на свои годы. Но у меня уже солидный возраст, очень солидный - я-то понимаю. Когда я пришел в театр, я думал - господи, какие замечательные актеры. Но пожилые. А сегодня я старше их, вы понимаете? Ужасно все быстро...

- Но блеск-то в глазах не скроешь, Александр Викторович! Скажите, а как вы ухаживаете за женщинами? У вас есть джентльменский набор - конфеты, цветы?

- Ну, я нормальный человек, мне женщины так же нравятся, как и всегда нравились. Хотя очень много сложностей возникает, когда есть настоящее чувство. Им невозможно руководить, оно тебя несет и разум отключается. Иначе и быть не может, если ты живой человек. Цветы, конечно, я дарю. Но не конфеты. Конфеты это врачам, продавщицам, в ЖЭК. А вообще, девушка сама дает тебе знак. Не обязательно словами - это какие-то волны, которые определить практически невозможно, но ты их понимаешь. И ты вдруг что-то интуитивно делаешь - и оказывается, это ей нравится. И это уже победа. Но ловкий женский расчет меня отрезвляет. Для меня это драма, а некоторых устраивает и так. Секс - и все.

- У вас и у Валерия Золотухина примерно одинаковая ситуация в личной жизни. Любовные треугольники имели место быть. Но вас за это никто не порицает. Как вам удается из сложностей достойно выходить?

- Я стараюсь на это не обращать внимания - это раз. Во-вторых, когда вы назвали меня и Золотухина, я вам могу назвать еще сотню других примеров. И туда входят такие фамилии, как Тургенев, Пастернак, Бунин и очень многие другие великие люди - писатели, поэты. Ну, так жизнь устроена... Я знаю, что причиняю боль кому-то. Но все равно я стараюсь остаться человеком. Добрым, отзывчивым и внимательным к тем, кого продолжаю любить. И, может быть, я страдаю сам больше от того, что со мной произошло или происходило, чем те, кому я доставил боль. Я стараюсь сделать все чтобы, чтобы никому не было больно.

ПРИГЛАШАЕМ

На спектакль с Александром Збруевым в главной роли!

АКТЕРЫ: Леонид Броневой, Александра Захарова, Александр Збруев, Сергей Степанченко, Антон Шагин