Премия Рунета-2020
Рязань
+2°
Boom metrics
Общество18 апреля 2024 14:34

Самый защищенный в Европе мусорный полигон находится в Рязани

Однако объект не используется по назначению из-за противоречивых судебных решений в отношении собственника
Источник:kp.ru
Недалеко от поворота на Турлатово дорогу пересекает бурный водный поток.

Недалеко от поворота на Турлатово дорогу пересекает бурный водный поток.

29 марта в Рязани прошло пленарное заседание Всероссийской конференции для предпринимателей «ЗАБИЗНЕС: рейтинг регионов. Рязанская область», организованное региональным представительством общественного движения «Опора России».

Президент Адвокатской палаты Рязанской области Сергей Кочетков привлек внимание собравшихся к проблеме использования, а точнее, неиспользования крупнейшего в регионе и самого защищенного полигона - так называемой «турлатовской свалки» - бывшего места захоронения производственных отходов завода «Химволокно».

«Случай из моей практики»

- Меня пригласили среди прочих лиц, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Формат выступлений был абсолютно понятен: защита предпринимателей. К адвокату обращаются предприниматели, когда их права нарушаются, когда возбуждаются уголовные дела, когда идет блокирование бизнеса. Выступления других спикеров, в основном, носили форму отчетов - сколько дел возбуждено, сколько взяток предотвращено, хищений и проч. Я же пояснил присутствующим, что возбужденные дела были открыты не против тех, кто душит бизнес. Наоборот, многие из них возбудили против предпринимателей. Рассказал об одном, как мне кажется, вопиющем случае из моей практики.

История эта началась почти десять лет назад. Тогда ситуация вокруг рязанской городской свалки стабилизировалась, и заинтересованные в развитии мусорного бизнеса лица переключили свое внимание на турлатовский полигон. Это уникальный объект, равного ему нет в Европе: толщина кислотоупорного бетона - до полутора метров, общая площадь бетонного основания - 60 гектаров, под ним - 90-метровый слой плотной глины. В 2015 году эта территория стала поводом для возбуждения дела, которое в вялотекущем состоянии растянулось вплоть до 2022 года.

- Ко мне обратился предприниматель Валерий Деев, собственник полигона в Турлатове, - продолжает Сергей Кочетков. - В отношении юридического лица, эксплуатирующего полигон, поступило заявление в суд с требованием вывезти мусор (промышленные отходы), который завозился туда на протяжении 40 лет заводом «Химволокно». Суд вынес решение обязать вывезти. Причем никто не разбирался, почему его надо вывозить, куда вывозить и сколько это стоит. Известно, что стоимость вывоза - порядка 500 миллионов рублей. Оценку проводило ООО «Эко-Пронск». Потом следствие возобновилось. Новое решение - запрет любых операций на мусорном полигоне, то есть фактически это запрет на вывоз мусора. Получилась такая ситуация, что, с одной стороны, собственник обязан вывезти мусор, с другой стороны, не имеет права его трогать.

Манипуляции со стоимостью

События продолжали развиваться. Тюменская оценочная фирма выиграла объявленный тендер и оценила этот объект - 60 гектаров забетонированной свалки - почти в миллиард рублей. Приставов, которые подключились к исполнению судебного решения, это почему-то не устроило. Они назначили новую экспертизу - уже в Рязани. В результате новой оценки стоимость свалки «обвалилась» до одного миллиона рублей.

- Это было сделано с той целью, чтобы подготовить объект к продаже за приемлемую стоимость, - утверждает Сергей Кочетков. - Кто будет покупать эту свалку? Там же не построишь коттеджный поселок, если территория «вся заражена». Явно что только под аналогичный бизнес, больше ни для чего эта земля не может быть предназначена. В этом же ключе действовала и природоохранная прокуратура - она предъявила исполнительный лист за неисполнение законодательства по охране окружающей среды - штраф 50 тысяч в день. При этом забылось про ранее объявленный запрет на любые манипуляции с мусором. Все это делается, чтобы накопился долг, и в счет долга было легче забрать свалку.

Параллельно развивается ситуация с вывозом мусора. Директор фирмы ООО «Стилан», которую обязали вывезти отходы, привлекается в Октябрьском районе за неисполнение судебного решения. Прикасаться к отходам нельзя, куда вывозить - непонятно, где взять деньги на вывоз - все эти вопросы остаются без ответа. Но при этом дело направляется в суд - за неисполнение неисполнимого судебного решения.

- Мало того, директор свалки официально в 2023 году сложила с себя полномочия, написала заявление об увольнении, - продолжает Сергей Юрьевич. - Когда она пошла вносить изменения в ЕГРЮЛ, что она не директор, приставы наложили запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Женщина обратилась в суд, и суд отменил незаконное решение приставов. Но все равно почему-то в январе 2024 года следователь считает ее действующим руководителем, хотя у нее отметка в трудовой книжке, что она уволилась летом 2023 года.

Лицензия на чужие отходы

Прокурор Рязанской области Дмитрий Коданев, комментируя выступление Сергея Кочеткова на конференции, заметил, что мусорный бизнес - это лицензируемый вид деятельности, и заниматься этой деятельностью без лицензии нельзя. Поэтому деятельность полигона остановлена.

- Но тогда надо было обращаться в суд за работу без лицензии, здесь же вменяется хранение химических отходов, - заочно парирует Сергей Кочетков. - Как сказал эксперт, «мне кажется, это химические отходы». А все потому, что за хранение именно химических отходов наступает уголовная ответственность. Мой доверитель обратился в минприроды, ему поступил официальный ответ - у нас нет такого понятия «химические отходы». Есть только отходы химического оружия, бытовых химических отходов нет в классификации. В крайнем случае, они должны называться отходами химического производства, то есть фактически человека пытаются направить в суд по надуманным основаниям. Он обвиняется в том, что в составе организованной преступной группы, которая состоит из него, его сына Алексея и еще одного директора предприятия, незаконно хранил мусор, завезенный в течение 40 лет советским предприятием «Химволокно». Логика тут простая. Поскольку не было лицензии, значит, он хранил это незаконно, без лицензии.

Валерий Деев поясняет, что четыре года подряд обращался за выдачей лицензии и каждый раз получал отказ.

Запреты работают не для всех

Если в погожий апрельский денек проехать по Ряжскому шоссе, можно увидеть удивительную картину - недалеко от поворота на Турлатово дорогу пересекает бурный водный поток. Ни дождей, ни прорыва водных коммуникаций в последнее время не наблюдается. Откуда же вода? При ближайшем рассмотрении выясняется, что потоки грязной воды вытекают с территории, называемой в народе «хамбушевской свалкой». Свалка эта давно закрыта, здесь даже прошла рекультивация. Но минувшей зимой именно сюда свозились тонны грязного снега с улиц города. Даже сейчас темные, почти черные сугробы можно разглядеть за деревьями.

Вода, как известно, не может течь в никуда. Она течет туда, где уровень земли ниже, чаще всего - в русла протекающих неподалеку рек. В этом районе есть одна известная всем речка - многострадальная Листвянка. Именно она и собирает уходящую с места складирования снега талую воду, а с ней - всю таблицу химических элементов, которую он вобрал в себя с городских улиц.

Размещение убранного из города снега в не предназначенных для этого местах, а тем более в водоохранных зонах водных объектов, является нарушением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Снег должны свозить в специально подготовленные места - снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования, оборудованные водонепроницаемым покрытием, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты. Отходы, полученные путем уборки, в том числе снега, относятся ко 2-4 классу опасности в зависимости от содержащихся примесей и должны иметь соответствующий паспорт.

Вопиющая ситуация: организации, ответственные за вывоз снега с рязанских улиц, пренебрегли всеми требованиями законодательства, вывозили снег в места, для этого не приспособленные, и тем самым допустили попадание опасных отходов в водный объект.

Пример грамотной организации настоящего объекта для захоронения отходов – турлатовский полигон. Он защищен и готов к работе. Однако его предпочитают держать закрытым, попутно задействуя другие законсервированные свалки, которые открываются, когда это нужно.