Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество4 мая 2017 13:30

Ленинградцы в мае 1945: «Мы ждали самого светлого в истории страны дня»

Как встречал Победу освобожденный от жуткой блокады город
Фото: Пересъемка Тимура Ханова. Ленинград возвращался к нормальной жизни

Фото: Пересъемка Тимура Ханова. Ленинград возвращался к нормальной жизни

В конце апреля 1945 года все советские газеты опубликовали Призывы ЦК ВКП (б) к 1 Мая. Наверное, уже не все помнят, что примерно до середины восьмидесятых годов Первомай был крупным, очень любимым народом праздником. Его отмечали даже не один, а целых два дня.

1 Мая город гулял

Ленинград чистили и убирали. В ЦПКиО заканчивали ремонт летнего театра, высаживали деревья м кустарники. В Летнем саду готовились к установке скульптур. Представители районных властей вместе с пионерами ходили по квартирам погибших Героев Советского Союза и вручали подарки их детям, женам, матерям.

Кстати, 30 апреля советские солдаты водрузили над рейхстагом Красное Знамя. И уже на другой день над Гостиным Двором появился плакат: «Слава советским войскам, водрузившим Знамя Победы над Берлином».

А вот что писала 1 Мая «Ленинградская правда»: «Вчера, когда сумерки сгустились над Ленинградом, впервые за 46 месяцев войны свет брызнул из окон домов, из витрин магазинов на улицы, набережные, проспекты. Праздник чувствовался даже в самых маленьких переулках». Накануне Первомая было увеличено количество часов, когда в квартиры ленинградцев поступало электричество.

1 мая на Дворцовой площади, которая совсем недавно вновь стала Дворцовой, состоялись народные гулянья. Площадь была радиофицирована и освещена прожекторами. Звучала музыка, участкам праздника раздавали тексты советских песен. Люди пели и танцевали.

А накануне в городе отметили первую годовщину открытия выставки «Героическая оборона Ленинграда», ныне Музей обороны и блокады Ленинграда. Незадолго до этого здесь побывала супруга премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. «То, что я видела сегодня, помогает мне еще яснее осознать чудесную твердость и героизм граждан Ленинграда; память об этом будет жить со мной всю мою жизнь», - написала вскоре Клементина Черчилль.

Через несколько дней – 7 мая – в Ленинграде торжественно отметили пятидесятилетие со дня изобретения радио Александром Поповым. В газетах посвященные этому событию огромные статьи, открылась специальная выставка, проходила научная конференция.

Душил жилищный кризис

В первые майские дни 1945 года большинство ленинградцев испытывали душевный подъем. Все понимали: война вот-вот закончится. ( К слову, даже спустя четверть века после Победы во время семейных и дружеских застолий один из первых тостов звучал так: за мир, лишь бы не было войны). И это при том, что жили горожане тогда очень, очень трудно.

Враг нанес городу огромный ущерб. По официальным данным, в ходе бомбежек были сильно повреждены более трех тысяч промышленных предприятии, примерно восьмисот полностью разрушены. Предстояло восстановить более пятисот школ, почти двести детских учреждений, свыше пятисот больниц и поликлиник.

Город душил жилищный кризис. За время блокады Ленинград потерял 2,5 миллиона квадратных метров жилой площади, и почти столько же нуждалось в капитальном ремонте. В полуразрушенных домах ютилось более шестисот тысяч ленинградцев.

И совсем тяжело было иногородним, которых по различным разнарядкам направили на невские берега Общежития Кировского завода, например, находились в мало приспособленных зданиях на проспекте Стачек, в подтрибунных помещениях заводского стадиона. Семейные жили в комнатах, разделенных на ячейки простынями; одинокие — по нескольку десятков человек в комнатах-казармах. Во многих корпусах не было туалетов и водопровода.

Сразу после снятия блокады возникла жуткая проблема: люди возвращались из эвакуации, а их комнаты - заняты. Обратимся к воспоминаниям блокадницы Людмилы Кучинской «Как мы жили, как выживали». Вернувшись в город, маленькая Люда, ее брат и мама обнаружили, что их комнаты заняты. Причем в одной из них поселилась родственница, а другой – милиционер. Новые жильцы не пускали бывших хозяев даже на кухню, выбрасывали их вещи за дверь.

http://www.kp.ru/share/i/4/1287867/big.jpg

http://www.kp.ru/share/i/4/1287867/big.jpg

- Районный суд состоялся очень быстро, - пишет Кучинская. - Заявление подали на незаконное заселение жилплощади погибшего военнослужащего, нашего отца. Все прошло быстро, выдали нам решение о предоставлении равноценной площади. Поскольку дом, где проживала семья милиционера, был разрушен во время бомбежки.

Нам в исполкоме по решению суда дали несколько смотровых. Все это жилье было либо полностью разрушено, либо кем-то занято. Помню одну квартиру на Большой Конюшенной улице: без стекол, кое-как забиты рамы. Пола нет. Как нет мебели и печки.

Людмила Кучинская вспоминает, что в какой-то квартире умерла старушка. Осталась одиннадцатиметровая комната с целыми окнами, печкой и даже небольшим количеством дров. Матери девочки, имея на руках решение суда, удалось

оформить эту комнату.

Бесхозяйственность никуда не делась

Злоупотребления и взяточничество при распределении жилплощади в освобожденном от блокады Ленинграде достигло таких размеров, что об этом в суровое военное и послевоенное время писали все городские газеты.

Весной 1945 года еще действовала карточная система. Но уже были и коммерческие магазины. В городе пышным цветом расцвела спекуляция.

А вот о росте преступности газеты почти не сообщали. Между тем нередким явлением стали ограбления промтоварных, продовольственных баз, магазинов, квартир, вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах. Оружия на руках оставалось много, да и его нетрудно было добыть на местах боев.

- К счастью, ленинградской милиции удалось сохранить лучшие кадры, - рассказывал «Комсомолке» майор милиции в отставке Ростислав Любвин. – Они честно и профессионально исполняли свой долг. Поэтому в нашем городе ситуация все же была лучше, чем в других регионах страны.

Увы, но и в тех условиях никуда не делась традиционная для нашей страны бесхозяйственность. Вот характерная для того времени ситуация. Хотя весной 1945 во многих домах уже был водопровод, но жильцы бегали за водой к колонкам или даже к водоемам.

Например, проведенная в апреле проверка дома № 73 по Садовой улице показала, что ежесуточный расход воды составляет аж 861 литр на одну квартиру. Выяснилось, что в доме разорвана труба, которую никто и не думает ремонтировать. Главный инженер Управления « Водоканал» заявлял тогда в прессе: «Размеры бесцельных расходов настолько значительны, что за этот счет можно было бы ежедневно снабжать водой десять областных городов такой величины, как Смоленск».

Крики «Ура!» неслись с каждого этажа

И, несмотря на все это, повторим, ленинградцы не впадали в уныние. «Мы ждали, наверное, самого светлого в истории нашей страны дня», - вспоминал мой дядя, которому весной 1945 не исполнилось и пятнадцати лет. И этот день он наступил!

- В 2 часа 10 минут 9 мая радио разбудило ленинградцев, как разбудило оно всю нашу страну, весь мир. С улицы было видно, как в домах одни за другими зажигались огни, слышен был шум распахиваемых окон, радостные крики «Ура!» неслись с каждого этажа», - писала «Ленинградская правда».