Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды17 апреля 2017 9:25

Почему «Время первых» не стало первым

Кинообозреватель «КП» разбирается в причинах коммерческого провала российской космической драмы [видео]
Кадр из фильма «Время первых»

Кадр из фильма «Время первых»

Общественность недоумевает: почему провалился в прокате кинофильм о подвиге советских космонавтов, впервые вышедших в открытый космос? Ведь все условия вроде бы были созданы: сдвинут на осень фильм-конкурент, «Салют-7» (о том, как сложится его зрительская судьба, теперь даже страшно подумать); с кинотеатрами, мечтавшими заполонить все залы «Форсажем-8», была достигнута договоренность; картину посмотрел и одобрил сам Президент (а лучшей рекламы, как мы помним по «Викингу», просто не существует). А несознательный зритель, хоть ты его убей, не хочет смотреть драму про реальный героизм великих людей Королева, Беляева и Леонова, а хочет, наоборот, красивые движущиеся картинки с быстрыми тачками и ногами Шарлиз Терон. Безобразие да и только.

Во-первых, не стоит негодовать. Если бы кто-то знал наверняка, как слепить «коммерческий верняк», не сомневайтесь: кинобизнес был бы доходнее добычи нефти. Но увы, рецептов не существует, иначе не проваливалось бы 90% рассчитанных на компьютере голливудских фильмов.

Во-вторых, прямо скажем, что «Время первых» - совсем не худшее из того, что было произведено молодой отечественной киноиндустрией. Более того, это по-своему важная веха в ее, киноиндустрии, развитии. Лучшее, что есть в фильме - это сцена выхода Алексея Леонова в открытый космос: качество компьютерной графики в ней для российского кино вполне себе беспрецедентно. Но если мысленно убрать эту технично сделанную сцену, «Время первых» окажется кино на удивление старомодным, «советским», даже анахроничным. Если авторы фильма делали расчет на «ностальгию по СССР», то расчет не оправдался. Активные потребители кинозрелищ не знают ни что такое ностальгия, ни что такое СССР.

При том, что в основу фильма положена действительно интереснейшая история, которая в другом исполнении, возможно, могла бы зацепить и подростков, ее окаймляет скучнейшая и безжизненная рамка «семейного фильма». Эта часть картины представляет собой абсолютно пенсионерское кино, чьи схемы позаимствованы у Голливуда не первого разлива и не первой же свежести: чего стоят хотя бы флэшбэки, в которых Леонов предстает мечтающим о небе мальчиком, бегущим сквозь поля к отцу. Не сомневаюсь, что все так и было в реальности, дети бежали к отцам, жены верно ждали мужей, а дети криком кричали «Мой папа - настоящий космонавт!», но все это не делает эти эпизоды менее фальшивыми и трафаретными.

Остросюжетная история никак не может позволить себе вялость, но как быть с тем, что во «Времени первых» почти напрочь отсутствует саспенс, ведь все знают, что все закончится хорошо? Однако худшее, что есть в картине - это крайняя невыразительность главных действующих лиц, несмотря на то, что воплощают их лучшие отечественные артисты. На месте Евгения Миронова и Константина Хабенского в этом фильме мог бы быть по факту кто угодно: в сценах подготовки к полету звездам просто нечего играть (в отличие от Владимира Ильина в роли Королева), а в эпизодах в космосе их просто почти не видно в скафандрах.

Но коммерческий провал фильма с этим тоже не связан: ни у нас, ни за рубежом в кино уже почти не ходят «на звезд». «Викинг», например, тоже не отличался особой убедительностью персонажей, тем более их психологической достоверностью. Другое дело, что в жанре фэнтези это все же простительно. А вот в производственной драме - совсем нет. «Время первых», между тем, выполнено именно в этом полузабытом у нас жанре. О том, насколько востребован он у современной публики, я деликатно умолчу.

При всех недостатках «Викинга» и «Притяжения» это были истории, рассказанные современным киноязыком, к которому привыкла их целевая (молодая) аудитория. Пусть «Викинг» и был замаскирован под историческую хронику, обвал претензий к фильму именно по части исторической достоверности говорил о том, что он был чем угодно, но только не «историческим фильмом». Авторы «Времени первых» по какой-то причине решили, что сегодняшнюю платежеспособную публику способны вдохновить каноны советской производственной драмы, а интерес к покорению космоса у нее примерно такой же, каким он был у ее предков во времена оттепели. Вопрос на засыпку: кто из нас знает имена космонавтов, героически (действительно героически) бороздящих сейчас просторы вселенной? Извините, но примерно так нас интересуют сегодня реальные герои космоса.

Режиссер картины Дмитрий Киселев, объяснивший ее провал нелюбовью зрителей к российскому кино, прав лишь отчасти: зрители все же пошли на «Викинга», а после него и на «Притяжение», пусть и под воздействием химической обработки со стороны продюсировавших эти фильмы телеканалов. Сам режиссер говорит, что рекламируют его фильм «неплохо». Значит, аудитория кинотеатров сделала сознательный выбор. Это не означает, что у «Времени первых» совсем нет аудитории. Просто она не ходит в кино, предпочитая тихо ностальгировать по СССР и его героям дома у телевизоров.

Появись такое кино лет 40-50 назад, когда на экраны допускалось порядка десяти качественных «импортных» фильмов, возможно, оно бы стало кассовым хитом. Возможно, но не факт: и в советское время зритель предпочитал эпопеям о героях труда непатриотичные комедии Гайдая, аполитичный мюзикл с Пугачевой и какую-нибудь простецкую «Свадьбу в Малиновке». Сегодня же для того, чтобы «Время первых» действительно стало первым, «Форсаж» надо не «отодвинуть», а запретить - вместе с «Марсианином», «Интерстелларом», «Гравитацией» и прочими «блокбастерами», к тому же еще и космическими. Нравится это кому-то или нет, отечественное кино существует сейчас в одном сверхнасыщенном информационном поле с Голливудом, проигрывая ему по всем статьям. Как бы снисходительно ни отзывался министр культуры о фильме «Гравитация», заработавшем 723 миллиона долларов и 7 «Оскаров».

Кстати, если уж на то пошло, то сравнивать «Время первых» надо не с «Гравитацией», а с картиной «Апполон-13», тоже основанной на реальных событиях. Надо сказать, что реальные события изначально интересуют публику гораздо меньше, чем «выдумка»: «Апполон-13» собрал в мировом прокате ровно в два раза меньше, чем «Гравитация» - «всего» 355 миллионов.

Американцы, чье кино никак не назовешь непатриотичным, берут зрителей всего мира прежде всего хорошо рассказанной историей, в которой действуют обаятельные, харизматичные, взывающие к подражанию персонажи. А мысль о том, что Америкой можно только гордиться и восхищаться, всегда подается в виде гарнира, и чем талантливее фильм, тем более тонко и не в лоб проводится эта мысль. В распоряжении авторов «Времени первых» была уникальная история, но упиваясь брежневским временем, они как будто забыли о том, что смотреть их кино будут зрители совсем другого века, даже тысячелетия. Те, кого не очень волнует «правда жизни», и для кого практически ничего не стоят дорогие их бабушкам советские брэнды, будь то космос или балет. К сожалению или к счастью, другого зрителя у нас для вас нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Миронов: «Давайте разыщем героя – радиолюбителя, который спас космонавтов!»

С 6 апреля в кинотеатрах страны пойдет героическая драма «Время первых»

В основе фильма - реальный космический полет. Причем, полет знаменитый – 18 марта 1965 года в открытый космос вышел первый человек – и был им наш Алексей Леонов. Долгие годы подробности полета корабля «Восход-2» были засекречены – мол, все прошло гладко. А то, что космонавты появились на экранах телевизоров только спустя три дня после возвращения на землю? Так они отдыхали на даче обкома КПСС. (подробности)

Константин Хабенский: «Время первых никогда не проходит»

Роль командира «Восхода-2» в фильме играет Константин Хабенский.

- Константин Юрьевич, на самом деле ваш герой - командир «Восхода-2» Павел Беляев - был на десять лет старше Алексея Леонова. И Королев не случайно опытного и взрослого Беляева поставил над непоседливым Леоновым… А в фильме такого разницы не чувствуется…

- Мы не выстраивали возрастные отношения в фильме. Скорее, взаимоотношения разных характеров, разных темпераментов, разного подхода к жизни, несмотря на то, что это оба человека в погонах (подробности)