Премия Рунета-2020
Рязань
+23°
Boom metrics

Как главный конструктор рязанского завода, не покидая производства, стал белорусским «партизаном»

75 лет назад будущий Приборный завод вернулся из эвакуации, чтобы начать выпуск планера Г-11
Планер Г-11, произведенный рязанским заводом №463, как и другие безмоторные летательные аппараты, поднимался в небо на буксире настоящего самолета. Фото из архива Рязанского приборного завода.

Планер Г-11, произведенный рязанским заводом №463, как и другие безмоторные летательные аппараты, поднимался в небо на буксире настоящего самолета. Фото из архива Рязанского приборного завода.

Перед самой войной завод №168 (нынешний Приборный завод) спроектировал и изготовил первый планер - безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Однако машина в серию так и не пошла - разгоревшийся на западных рубежах страны страшный «пожар» поставил перед руководством предприятия другие задачи. Получив еще в начале сорок первого года специализацию «плоскостной завод», его рабочие самоотверженно трудились над производством винтов, деталей и оперения к самолетам МиГ. Многие труженики добровольцами ушли на фронт, оставив у станков женщин и детей…

Из воспоминаний Анны Масленниковой:

- В городской больнице на улице Каляева (Семинарской), располагавшейся в старинном доме с колоннами, был оборудован госпиталь. Девчонки заводской сандружины помогали санитарам выгружать раненых из вагонов и переносить их в палаты госпиталя. Я попала в отделение, где лежали бойцы с оторванными или ампутированными конечностями. Помню, снимаешь окровавленную повязку, а под ней - гной и черви. Не каждая из нас, молоденьких девчонок, психологически выдержала подобные картины ужасов войны.

В эвакуации пришлось разделиться

Когда осенью 1941 года враг все ближе и ближе подбирался к границам Рязанской области, «наверху» приняли решение об эвакуации предприятия. Разрывались семьи - кто-то уезжал на восток, другие в силу определенных обстоятельств вынуждены были остаться… Плакали взрослые и дети, людям казалось, что ненавистная война разъединяет их навсегда.

Из воспоминаний Анны Масленниковой:

- Во время пути наш поезд несколько раз попадал под обстрелы немецкой авиации. К счастью, пули и авиабомбы не причинили вреда составу. Эвакуация завода проводилась не только по железной дороге, но и водным путем - на баржах, сначала по Оке, а далее - по Волге. Последняя баржа, не доплыв небольшую часть пути, замерзла во льду. Жуткие ноябрьские морозы до - 30 градусов сковали крепким льдом реку. Голод, холод, начавшиеся болезни стали серьезным испытанием для эвакуировавшихся рабочих. Мой папа, плывший на вмерзшей в лед Волги барже, заболел тифом.

Анна Масленникова (вторая слева) в эвакуации вместе с другими заводчанами. Фото из семейного архива Масленниковых.

Анна Масленникова (вторая слева) в эвакуации вместе с другими заводчанами. Фото из семейного архива Масленниковых.

По прибытии к месту назначения в поселок Козловка в Чувашии выяснилось, что выделенный рязанскому производству участок уже занят одним из ленинградских оборонных предприятий. Пришлось часть рабочих завода №168 направить в город Шумерля, другую часть переправили на противоположный берег Волги в город Волжск. Впоследствии этот Волжский завод был переведен в Ростов-на-Дону и преобразовался в знаменитый Ростовский вертолетный завод. А вот заводчане из Шумерли получили в 1942 году распоряжение вернуться в Рязань. Предприятию возвратили часть эвакуированного оборудования, пополнили его рабочие ряды тюменцами и присвоили новый литерный номер - 463.

«Г» - значит Грибовский

Помимо производства кабин для самолетов Р-5 и У-2, перед руководством предприятия поставили задачу освоить серийный выпуск одиннадцатиместных планеров Г-11. Главным конструктором завода №463 назначали известного к тому времени конструктора планеров Владислава Грибовского. На заводе до сих пор хранится его личное дело. Говорят, что первый рязанский планер конструкции Грибовского поднялся в небо с аэродрома Осоавиахима (территория нынешнего Радиоуниверситета) в марте сорок четвертого. Планерист-испытатель Вячеслав Чубуков отметил хорошую управляемость Г-11:

«При выполнении фигур пилотажа – штопора, переворота и бочки планер быстро выходит без запоздания в нормальное положение. Посадка во всех вариантах загрузки проста и выполняется на малых скоростях».

В дни, предшествующие наступлению Красной Армии в Белоруссии, машина положительно зарекомендовала себя для заброски в тыл врага небольших десантных групп, а также вооружения и провизии партизанским отрядам. Основное преимущество планеров перед самолетами - бесшумность.

Конструктор Грибовский во главе своей рабочей группы. Фото из архива Рязанского приборного завода.

Конструктор Грибовский во главе своей рабочей группы. Фото из архива Рязанского приборного завода.

В августе того же сорок четвертого разработчик планера и главный конструктор рязанского завода №463 Владислав Грибовский был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. Так Владислав Константинович, не покидая города на Оке, внес огромный вклад в разгром и уничтожение немецких войск в белорусских болотах и лесах. Этот случай еще раз наглядно продемонстрировал важность того трудового боя, который вели в тылу советские рабочие, конструктора и управленцы. Всего после окончания войны медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» было награждено 1013 сотрудников завода.

P.S. Помимо планеров, в 1945 году рязанский завод №463 выпустил несколько «кукурузников» - самолетов У-2. Также предприятию был поручен выпуск детских колясок!