Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Дом. Семья8 марта 2017 22:00

Довлатов. Новые серии

Похоже, что писатель, ушедший из жизни в августе 1990 года становится рекордсменом по количеству книг о нем, вышедших в первые же 30 лет после его смерти
«СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ. ВРЕМЯ. МЕСТО. СУДЬБА»

«СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ. ВРЕМЯ. МЕСТО. СУДЬБА»

Гений Сергея Довлатова не дает покоя еще живым его современникам. Похоже, что писатель, ушедший из жизни в августе 1990 года становится рекордсменом по количеству книг о нем, вышедших в первые же 30 лет после его смерти. В этом феномене много всего: признание, зависть, желание погреться у славы, жажда наживы, попытка разобраться.

«СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ. ВРЕМЯ. МЕСТО. СУДЬБА»

«Пальмира», 2017

В «сериале» о жизни и творчестве Сергея Довлатова присутствуют очень разные серии-книги. Сегодня перед нами книга «для продвинутых» пользователей-читателей Довлатова. Нет легкости языка, нет многочисленных жизнеописаний, зато есть литературный контекст – т.е. описание среды и атмосферы в которой «полыхнул» Довлатов. Есть цитаты, анекдоты того времени и погружения в плохо понимаемые ныне понятия: «самиздат», «нетленка», «русский писатель», «творческая эмиграция», «рукопись, написанная в стол». По сути это эксгумация, но слава Богу, не писателя, а времени, которое помогало ему стать великим.

Обычно в пафосное «Художник и время» вкладывают трагическое завывание о несвоевременности рождения, о конфронтации с властью и о «недогнавшем» читателе. Итогом прочтения этой книги станет совсем иное ощущение. Довлатов пришел вовремя. Время работало на него, а власть советская помогла стать американским писателем эффективнее, чем делала многотиражных холуев из верных идеям строительства чего-то невнятного.

И не стоит искать геополитических и макротворческих причин в алкоголизме и трагически ранней смерти Довлатова. Он добился всего того, о чем было смешно даже мечтать. Педантично разобранное литературное время в книге Игоря Сухих, уничтожает романтические шаблоны. Литературные гении приходят и уходят точно в свой час. Помните, у другого гения своего времени – Владимира Высоцкого:

«Мы успели - в гости к Богу не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?»

Еще раз оговорюсь, книга не для искателей романтики эмиграции и не для адептов великого диссидентского искусства. Она для тех, кто оставил позади уровень простого восхищения мастерством Сергея Довлатова. Вы действительно хотите разобраться в феномене этого писателя и причинах его фантастического успеха? Тогда не медлите, такие книги, как правило, не переиздаются.