Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Звезды1 декабря 2016 7:10

Композитор Игорь Корнелюк: «На «Евровидении» несут откровенную пургу, уху зацепиться не за что!»

На гастролях в Воронеже автор хитов «Билет на балет» и «Город, которого нет» рассказал, почему не хочет писать песню вернувшейся на сцену Пугачевой и какую песенную фишку мы потеряли
Игорь Корнелюк в Воронеже.

Игорь Корнелюк в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

30 ноября в "Балаган-сити" воронежцы ностальгировали под хиты 80-90-х "Билет на балет", "Клево", "Дожди". Известный певец и композитор Игорь Корнелюк спел и "Город, которого нет" - саундтрек к сериалу "Бандитский Петербург", сделавший его по-настоящему знаменитым. Корнелюк написал музыку еще к десятку фильмов и сериалов, в том числе "Мастер и Маргарита", «Небо земля», «Легенда о Тампуке», «Идиот», «Русский перевод», «Тарас Бульба». В творческой копилке композитора более 200 песен, в том числе для Филиппа Киркорова, Михаила Боярского, Анне Вески, Эдиты Пьехи, кабаре-дуэта "Академия". О том, почему сейчас Корнелюк не пишет песни звездам, автор рассказал «Комсомолке».

СЕЙЧАС ПИШУТ ПЕСНИ, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ БАБЛО

- Игорь Евгеньевич, вы, маститый композитор, не считаете, что сейчас на эстраде кризис? - поинтересовалась "Комсомолка" у маэстро.

- Считаю.

- А что с этим делать?

- Не знаю. Я не доктор. Проблема в том, что когда я начинал, хорошо записанная фонограмма была редкостью, это уже было само по себе везение. Тогда не было понятия шоу-бизнес, и люди писали песни не потому, что они пытались на этом сделать пиар или заработать деньги, а потому, что не могли их не писать. Когда я начинал писать, мне было 20 с небольшим. И когда я писал про "Билет на балет", это было вовсе не из коньюнктурных соображений. Я был таким. И когда писал «Дожди». Сейчас просто зарабатывают на этом бабло, нынче за день пишется песен больше, чем в 80-е за год. Пишут все – кто может, кто не может, у кого есть талант, у кого нет. Не пишет только ленивый. Поэтому имеем то, что есть. Что с этим делать, не знаю. Мне кажется, это глобальная проблема человеческого бытия. Не только у нас эта проблема, во всем мире. И конкурс «Евровидение» - тому подтверждение: когда выходят люди на сцену и начинают нести откровенную пургу. Ухо не цепляется ни за одну ноту. Заметьте, все орут. Просто вещают.

- Вы сами какую музыку любите?

- Когда я был совсем юным, слушал Led Zeppelin, The Beatles, ABBA, Boney M и Deep Purple. И мне даже в голову не приходило, что все выше перечисленные находятся в разных «санаториях». Я их воспринимал как единое, как все для всех. И Штирлиц, которого нам показывали по телевизору, тоже был для всех. Led Zeppelin тогда был музыкой миллионов, это сейчас понимаешь, что это - андеграунд в чистом виде. А в последнее время все расслоилось, появились форматы – типа это радио шансон, это рок, это фьюжн, это соул, джаз. Меня раздражает, когда зарубежные музыканты задают незнакомым коллегам вопрос «Ты какую музыку играешь?». Этот вопрос приводит меня в замешательство. Хорошую! Должны быть разные цветы на клумбе. Музыка – это огромный мир, я в разные годы увлекался разным, в юности - джазом, если бы вы послушали то, с чего я начинал! Вам бы в голову не пришло, что это Игорь Корнелюк! Это была невероятно сложная музыка. Просто дико сложная по своей конструкции - с невероятными гармониями, полифоническими мелодическими ходами. Я так самовыражался, максималист был страшный. Потом с возрастом это потихоньку уходит.

Игорь Корнелюк в Воронеже.

Игорь Корнелюк в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ НАПИСАЛ ХИТ ПУГАЧЕВОЙ

- Почему ваши хиты сейчас редко слышно в исполнении других артистов?

- Молодые перепевают мои песни в «Голосе». Но если честно, мне не очень нравится. Это не ревность. Я когда начинал, мне в голову не приходило, что я буду сам петь свои песни. И поначалу я писал для артистов – Миши Боярского, Анне Вески, Пьехи. Но уже тогда друзья, которым я показывал их дома на пианино, говорили, что это получается лучше, чем когда другие артисты поют уже в готовом виде. Сначала я думал, что они мне льстят, потом в 1985 году был концерт в Ленинграде, смотр творчества молодых композиторов, я впервые вышел на сцену и спел. Когда забежал на кулисы, слышу странный звук в зале, Лора Квинт и Виктор Резников мне объяснили, что мне нужно снова выходить! Я не помню, как вышел второй раз, как во сне, еще раз спел, вкус к этому почувствовал и до сих пор пою.

- Вы и Киркорову писали. А Леонтьеву почему не сочинили, Пугачевой?

- Пугачева меня прекрасно запомнила с первой встречи, когда в 1988-м году я выступил на «Музыкальном ринге». Она меня пригласила, я полгода работал в ее театре. Жалею, что тогда не написал ей песню. И Леонтьеву зря не написал. Помню, я показывал всем свои песни, Леонтьев мне сказал: «У тебя чудесное творчество, но у меня репертуара - на два года вперед». Леонтьев стал последним, кому я приносил песни. Помню, вышел из «Октябрьского», была осень, мне обидно, я пошел по Лиговке, размазывая слезы. Наткнулся на уличную продавщицу. Купил беляш и стаканчик газировки и сказал себе: «Ну ладно, фиг с вами, вы еще все у меня попросите песни!». Так и случилось. Лет через семь выступал в Сочи, приехал Леонтьев ко мне на концерт, все представление просидел в зале, потом он со своей гитаристкой Люсей Исакович пришел ко мне в гримерку. Было так здорово, и Люся улыбаясь, говорит: «Игорь, а для нас у тебя ничего нет?». А я говорю: «Ребята давайте сегодня гулять-пить! Помните, я к вам приходил? Я к вам приходил последним, и вы последние, кто у меня попросили песню!». Ну и как-то эта история заглохла. Не написал - гастроли были…

ПИШУ ОПЕРУ, ПОНЯТНУЮ ВСЕМ БЕЗ ПРОГРАММКИ

- А Пугачева вас не просила?

- Она слишком гордая, чтоб просить. Думаю, в воздухе это витало. У нас с ней были очень хорошие отношения, реально, я приезжал к ней и зависал у нее сутками. Неделями. Просто не срослось.

- Она же сейчас вернулась на сцену. Можно сейчас написать.

- А сейчас мне песни вообще не интересно писать. Я всегда любил делать то, чего не делают остальные. Открою тайну, я сейчас занимаюсь тем, чем никогда не занимался. Перешел на крупные формы. Кинулся, закрывши глаза, в омут с головой - уже больше года с Региной Лисиц пишу оперу. Подробностей говорить не буду. Мы хотим сделать что-то такое, что до нас не делал никто. Это оказалось гораздо тяжелее, чем я думал, несмотря на то, что я учился в консерватории и много изучил этих опер. Хотим сделать так, чтобы программку зрителям не надо было писать. Потому что когда человек приходит в оперу, через 15 минут перестает понимать что-либо. Сделать нужно так, чтоб это было понятно.

- Это рок-опера?

- Я не понимаю вообще термина рок-опера, зонг-опера, фанк-опера, панк-опера. Опера - это опера. Она отличается от музыкального спектакля или мюзикла тем, что в опере должен быть, во-первых, симфонизм. В процессе спектакля с героями что-то происходит, они меняются, меняется их характер и музыка, которая их характеризует. Музыка приобретает другой масштаб, другой смысл. И второе - это масштаб языка. Когда слушаешь «Травиату», поет эта несчастная Виолетта, мы понимаем, она сейчас погибнет. У всех слезы. Это поется, но это не песня. Потому что эта пружина имеет другой масштаб. К сожалению, в последние 100 лет опера превратилась в музей. Берут только классику. И она, как правило, становится полигоном для режиссеров, которые испражняются, кто как хочет. «Пиковую даму» ставят в спальне, где все голые на одной кровати кувыркаются. Или Борис Годунов ходит в джинсах и в галстуке селедочкой.

Игорь Корнелюк в Воронеже.

Игорь Корнелюк в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НЕ НАДО СЧИТАТЬ, СКОЛЬКО НАПИСАЛ – БОГ МОЖЕТ ОТОБРАТЬ ТАЛАНТ

- Когда вы писали музыку к «Мастеру и Маргарите», были обвинения в плагиате. Вам не обидно?

- Кто обижается на дилетантские суждения? Я отношусь к той категории людей, что если я уверен в себе или в том, что что-то хорошо, меня не разубедит никто. И наоборот, у меня бывали случаи, когда я был в полной уверенности, что это очень плохо, а мне вокруг говорили: «Старик, да это классно!». И я тысячу раз убеждался, что нужно верить себе и своей интуиции.

- Почему мы помним песни из «Иронии судьбы», даже из «Бандитского Петербурга», и совершенно не запоминаются песни из нынешних фильмов?

- Потому что мы отказались от советского кинематографа, от той школы, которая была, в пользу американского. Как американцы сделать еще не можем, а так, как наши делали, уже не можем. Мне кажется, человечество за последние 20 лет изменилось больше, чем за предыдущие 300 лет. Мы незаметно превратились в общество потребителей. За возможность покупать товары с яркими этикетками заплатили потерей теплоты отношений. Мы по вечерам приходим домой, включаем телевизор, хотим, чтобы нас пощекотали ток-шоу или блокбастером, но не сильно. Чтобы мы не напрягались. Чтобы посмотрели и успешно забыли. Но чтобы завтра придя домой, еще посмотрели блокбастер. Это данность, с этим ничего не поделаешь.

- Вы писали песни и для театра, и для кино, и для эстрады. Не считали, сколько музыкальных произведений вы создали?

- Никогда не считал и не буду. Не надо этого делать, Господь может за это наказать. Сосчитаешь, и все - скажет до свидания.

- Не думали с вашим опытом и образованием создать продюсерский центр?

- Не думал никогда, потому что у меня не хватает времени. У меня в последние годы было несколько песен, которые сами собой сочинились. И у меня нет времени их записать, несмотря на то, что у меня своя студия, в которой кроме меня никто не пишется.

- А в целом, вам бы было интересно заниматься поддержкой молодых музыкантов?

- У меня лет 10 назад была такая идея. Наверное, с возрастом у каждого человека наступает такой момент, когда возникает какая-то внутренняя потребность поделиться опытом. К сожалению, это профессия, которая передается из рук в руки. Учебники существует, но практически они ничего не дают. Мне нужны какие-то хорошие ученики, которым бы я не объяснял азбучные истины, а они занимались чисто профессиональными вещами. Когда я прочитал переписку Танеева с Чайковским, меня потрясла такая вещь - Чайковский пишет Танееву: «Старик, ты зря вот в этом месте виолончель удвоил фаготом». Когда ты слушаешь это место в симфонии, понимаешь, что такие несколько строчек из переписки, учат большему, чем год лекций у профессора. Хотя я еще застал школу, когда были великолепные педагоги. К сожалению, та школа, мне кажется, ушла. Когда начались 90-е годы, кто умер, кто разъехался по разным странам-континентам. Все преподают в Нью-Йорке, Лондоне, Тель-Авиве...

МЫ ПОТЕРЯЛИ СВОЮ ДУШЕВНУЮ ФИШКУ – ПЕТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАСТОЛИЙ

- Как в семье инженеров вырос талантливый композитор?

- О, вы бы слышали, как пели мои родители, когда к нам приходили гости! Когда папа разливал всем водочку, накатывали по рюмочке, мамины сестры и все родственники начинали петь – такое было многоголосие! Выпивали и пели. А сейчас выпивают, но не поют. Смотрят телик. Раньше на нашей кухоньке в четыре метра набивалось 25 человек. Было всем кайфово. Всем хватало места. Всем было весело. А сейчас тенденция - приглашать на день рождения в ресторан. И все как-то не так душевно.

- Кстати, у вас 16 ноября был день рождения. Как отметили?

- Отмечать не собирался. Но в последний момент друзья сказали, хочу я или нет, они ко мне все равно заявятся. И заявились в загородный дом. Мы в этом году построили там замечательный павильон-беседку. У нас там было место, где мы жарили шашлыки, но тент каждый год выходил из строя, стол заливало дождем. И я предложил жене сделать крышу из черепицы. В общем, здорово получилось. Там и отмечали день рождения. Друзья мне подарили звезду в созвездии Скорпиона. Привезли сертификат, еще кучу всяких документов. В августе, когда воздух самый прозрачный, мне обещали ее показать.

- У вас есть секрет долголетия вашей семьи?

- 35 лет мы живем с Мариной. Честно могу сказать: лад в семье на 99 процентов зависит от мудрости жены. Это фигня, что оба супруга должны стараться. Мужики есть мужики. Женщин не случайно называют хранительницам домашнего очага. От ее мудрости, о ее понимания зависит все в семье. Всяко бывало. Я не пуританин, Скорпион по гороскопу, говорят, это самый сексуальный знак. Были всякие приключения, конечно. Я счастлив и благодарен судьбе, что у меня есть Марина, что у нее хватило мудрости и понимания, потому что возможности разбежаться у нас было тысячи. Но то, что семья сохранена, это целиком и полностью ее заслуга. Марина меня поддерживает. Помогала, когда сел на диету. Сбросил 25 кг. Но за эту осень дурацкую снова набрал 10 кило. И меня это страшно бесит. Сейчас пост начался рождественский, я уже вовсю пощусь. Чего я только ни делал в этой жизни, чтобы бороться с этими кило!