Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics

Война - глазами фашиста

В Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации открылась выставка уникальных снимков, сделанных фотографом военно-воздушных сил нацистской Германии [фото]
Эти сюжеты показаны человеком с другой стороны фронта.

Эти сюжеты показаны человеком с другой стороны фронта.

Да, действительно, не нужно множество раз перечитывать. Да — в музее Вооруженных сил, да — фотографа нацистской Германии, да — в Москве. На одних фотографиях изображены дирижабли и горящие города Европы, с других на нас смотрят военнопленные красноармейцы и беженцы. Эти сюжеты показаны человеком с другой стороны фронта.

А это и любопытно, и непривычно для российского зрителя. И вроде странно, что выставка открылась в преддверии 22 июня — Дня памяти и скорби.

«Комсомолке» удалось пообщаться с одним из организаторов выставки, - директором Германо-Российского музея Берлин-Карлсхорт доктором Йоргом Морре.

- Эта выставка снимков, сделанных немецким фотографом, демонстрируется впервые?

- Да, это первая выставка в Москве, да и у нас, такое тоже впервые. Мы уже около двадцати лет сотрудничаем с Центральным музеем Вооруженных Сил, и все выставки у нас были с работами советских фотографов. В этом году мы решили показать работы немецкого фотографа Бенно Вундсхаммера в музее в Берлине. Директор музея Вооруженных Сил России Александр Никонов заметил, что и в Москве было бы хорошо показать другую сторону войны. Или войну другими глазами. И сегодня мы открываем эту выставку.

- Время сейчас непростое, в том числе и в российско-германских отношениях. Провести выставку в России — было сложным, наверное, решением?

- Показать обе стороны конфликта — это наша задача, как музейных работников. С этой стороны не было ничего сложного. Но всегда нужно иметь в виду идеологический контекст. И, безусловно, у фотографа Вундсхаммера был национал-социалистический контекст. О том, был ли он фашистом можно спорить, но он точно не был против фашизма и он знал, в каком контексте ему работать, он был пропагандистом. И наши российские коллеги об этом знают. Но наша задача — показать фотографии войны, а Вундсхаммер был не только фашистом, но и хорошим фотографом, и он хотел сделать хорошую карьеру, поэтому он работал так, как хотел Вермахт.

- После войны ведь он продолжил работать с фотографом?

- Да, он был очень успешным фотографом. Знаете, ведь у нас в Западной Германии почти пятьдесят лет помалкивали о преступлениях Вермахта. Всегда говорили, что во всем виноваты фашисты, эсэсовцы, но только не Вермахт, мол, эти были другие, честные. И только в девяностых годах стали говорить, что и Вермахт был связан с преступлениями на территории Советского Союза. Поэтому фотографии Вудсдхаммера интересны еще и как история пропаганды.

- В следующем году будет сто лет со дня рождения великого фронтового фотографа Евгения Халдея. Может быть вы готовите уже какую-то выставку?

- Хорошая идея! Халдей снял самую знаменитую фотографию — знамя Победы над рейхстагом. Эту работу знают у нас все! И сегодня в том здании, теперь уже Бундестага помнят о Халдее, и никто не стирает надписи, которые там оставили Советские солдаты. Конечно мы отпразднуем столетие Халдея! Более того, в Берлине, можно сказать параллельно, прошли выставки снимков советских военных фото мастеров, включая Халдея, Хондогина и Мельника . Немцам тоже было очень интересно посмотреть на войну глазами этих людей.

.

.

Дирижабль ЛЦ 129 «Гинденбург» с нацистской свастикой на хвостовой части над Кельном, 29 марта 1936 г. Национал-социалисты целенаправленно использовали для пропагандистских целей так называемые «Цеппелины». Уже в день выборов 29 марта 1936 г. оба дирижабля «Гинденбург» и «Граф Цеппелин» крейсировали над Кельном и сбрасывали листовки с призывом голосовать на выборах за НСДАП, а также флажки с нацистской свастикой на маленьких парашютах.

.

.

Сильно разрушенный центр города Руана, Франция, июнь 1940 г. Город был разрушен приблизительно на 45 процентов. Ареал между собором Руанской Богоматери и берегом Сены горел 48 часов, так как вермахт не позволял проводить работы по тушению огня. Комментарий к фотографии Вундсхаммера, напротив, дает другую картину: «Посреди развалин [так!] возвышается невредимый, спасенный от разрушения немецкими войсками Руанский собор».

.

.

Самолеты типа Ме-110 бомбардировочной авиационной эскадры поворачивают с французского побережья в направлении Великобритании, 25 октября 1940 г.

.

.

Солдаты вермахта фотографируют Парфенон на Акрополе, Афины, начало мая 1941 г.

.

.

Немецкая пехота при наступлении у Варены, Литва, 24 июня 1941 г. В начале нападения на Советский Союз. Вундсхаммер сопровождал сухопутные войска при их наступлении в Литве.

.

.

Вид на Смоленск, октябрь 1941 г. До октября 1941 г. фотограф роты пропаганды Вундсхаммер оставался в 8-ой роте военных корреспондентов люфтваффе и сопровождал 8-ой авиационный корпус под командованием генерала фон Рихтгофена в Порхов и Смоленск.

.

.

Бомбардировка нефтехранилища пикирующими бомбардировщиками к северу от Сталинграда, сентябрь 1942 г.

.

.

Эскадрилья 2-ой эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» под Сталинградом, 20 сентября 1942 г.

.

.

Жители Сталинграда покидают город, октябрь 1942 г.

.

.

Немецкие беженцы, предположительно Гёрлитц, конец марта 1945 г.